WmKing.ru

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Теория населенности Галактики!
Rtg
сообщение 10.6.2006, 15:31
Сообщение #1


Вникающий
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 30
Регистрация: 22.5.2006
Пользователь №: 101


Заработано:0.255$
Выплачено:0$
Штрафы:0$
К выплате:0.255$


Пол: мужской



Репутация:   0  


Теория населенности Галактики.
Л.М.Гиндилис / отрывок

Современные представления о возникновении и развитии цивилизаций исходят из очевидного предположения, что цивилизации возникают непрерывно. Это вытекает из того факта, что во Вселенной происходит непрерывное рождение звезд. Одни звезды заканчивают свою эволюцию, другие возникают вновь из межзвездной среды. В нашей Галактике в год рождается порядка 10 звезд с планетными системами. По мере того как на планетах созревают необходимые условия, на них возникает жизнь и по прошествии миллиардов лет биологической эволюции появляются разумные существа и технологические цивилизации. Образование жизни стало возможным после того, как в звездах первого поколения "сварились" тяжелые химические элементы. Это произошло спустя 4-5 миллиардов лет после начала расширения Вселенной. Еще несколько миллиардов лет ушло на биологическую эволюцию. Если принять среднее время от возникновения жизни до образования технологической цивилизации равным 4 млрд. лет (как на Земле), то это означает, что цивилизации стали возникать во Вселенной спустя 8-9 миллиардов лет после начала расширения, или 6-7 миллиардов лет тому назад (принимая возраст Вселенной 15 млрд. лет). Значит цивилизации непрерывно возникают в течение последних 6-7 млрд. лет. При неограниченном сроке жизни цивилизаций число их непрерывно растет. В настоящее время одновременно существуют как очень молодые, так и очень старые цивилизации с возрастом в несколько млрд. лет.

У последних было достаточно времени для того, чтобы развить мощнейшую технологию, явить нам разнообразные "космические чудеса" и даже колонизовать всю Галактику. Поскольку мы этого не наблюдаем, возникает проблема, которая получила названия астросоциологический парадокс АСП или парадокс "Молчания Вселенной". Отсюда некоторые авторы (в том числе Шкловский) делают вывод, что наша цивилизация единственная во Вселенной. Этот вывод нельзя признать убедительным. Существует множество причин, которые позволяют объяснить ситуацию и снять парадокс не прибегая к предположению об уникальности нашей цивилизации или о короткой шкале жизни цивилизаций [17]. Некоторые из них были указаны Троицким - существование физических пределов на энергопроизводство и другие количественные характеристики развития цивилизаций, о чем я уже говорил выше. Но Троицкий не ограничился этими соображениями. Он выдвинул радикальную идею, значение которой выходит далеко за пределы астросоциологического парадокса.

Троицкий отказался от представления о непрерывном происхождении жизни во Вселенной и предположил, что жизнь возникает однократно и одновременно во всей Вселенной, то есть в узком интервале времени ее жизни, на тех планетах, где к тому времени создались необходимые физико- химические условия [18]. Ни раньше, ни позже этого момента жизнь во Вселенной не возникает, хотя планеты с подходящими физико-химическими условиями продолжают образовываться. Обосновывая это предположение, Троицкий ссылается на то, что скачок от неживого к живому до сих пор остается непонятым и необъясненным. Еще более непонятно, почему мы должны считать, что такой скачок возможен всегда, независимо от стадии развития Вселенной. Скорее наоборот - указывает Троицкий - возникновение такой сложной формы организации, как жизнь, должно зависеть от фазы развития Вселенной. Например, можно предположить, что она возникает только при определенных свойствах пространства-времени, при определенном значении реликтового фона и т.д. Гипотеза непрерывного возникновения жизни базируется на представлении о том, что жизнь связана только со структурой молекул, но возможно не меньшее значение имеет структура пространства и времени, определяющаяся состоянием расширяющейся Вселенной. "Мы не удивляемся,- пишет Троицкий,- общепринятому положению, что материя во Вселенной, в известной нам конкретной форме, не рождается непрерывно, а начала развиваться от элементарных частиц с момента "большого взрыва". Однако почему-то мы должны считать, что жизнь - самое сложное явление материального мира творится непрерывно по мере создания подходящих материальных условий." [19, с. 242]. Концепция однократного, мгновенного происхождения жизни на определенной стадии развития Вселенной не противоречит никаким известным физическим законам - подчеркивает Троицкий. Она, во всяком случае не более произвольна чем гипотеза непрерывного происхождения жизни.

Из гипотезы одновременного и однократного происхождения жизни можно вывести важные следствия. Прежде всего из нее вытекает, что жизнь всюду во Вселенной, как и на Земле, возникла около 4 млрд. лет тому назад. Если среднее время эволюции для всех цивилизаций принять равным земному,то есть 4 млрд. лет, то это означает, что цивилизации начинают возникать во Вселенной вблизи настоящего момента. В действительности, конечно, время эволюции для разных цивилизаций различно. Поэтому существуют цивилизации разного возраста, как более молодые, так и более старые, чем наша. Но дисперсия возрастов в этом случае будет меньше чем в предположении непрерывного происхождения жизни.

Далее, поскольку число мест (планет), где одновременно возникла жизнь, конечно, то и число цивилизаций, которые развиваются на этих планетах, не превышает числа таких планет. При неограниченном времени жизни цивилизаций их число не растет неограниченно со временем, как в формуле Дрейка, а стремится к пределу, определяемому числом планет, на которых возникла жизнь. При конечном сроке жизни цивилизаций их число, согласно формуле Дрейка, остается постоянным и определяется временем жизни цивилизаций. По формулам Троицкого при конечном сроке жизни цивилизаций их число со временем стремится к нулю, так как цивилизации постепенно вымирают, а новые уже не нарождаются. Таким образом, теория Троицкого приводит к совершенно другим закономерностям роста населения Галактики со временем.

Но главное, на мой взгляд, заключается в дисперсии возрастов цивилизаций, которая, согласно Троицкому получается значительно меньшей. Троицкий даже допускал, что достаточно старых цивилизаций, вообще, еще нет, и что наша цивилизация одна из немногих, которые первыми вышли на технологический уровень развития. Это дает возможность снять астросоциологический парадокс и объяснить отсутствие мощных сигналов ВЦ.

Я думаю, что такой подход нельзя считать удовлетворительным. Во-первых, здесь один вид уникальности заменяется другим, ибо наша цивилизация провозглашается самой (или одной из самых) развитых во Вселенной. Во-вторых, дисперсия возрастов цивилизаций в теории Троицкого хотя и меньше, чем с точки зрения общепринятых представлений о непрерывном происхождении жизни, но она все же может достигать миллиарда лет, и значит вся логика рассуждений сторонников уникальности остается в силе.

Но значение гипотезы Троицкого об однократном и одновременном происхождении жизни во Вселенной от этого нисколько не умаляется, ибо она выходит далеко за пределы проблематики астросоциологического парадокса. Я думаю, эта гипотеза имеет очень большое общенаучное и философское значение, она заслуживает самого серьезного внимания, изучения и развития.

Свои представления о внеземных цивилизациях - их происхождении, развитии, стратегии поиска - Троицкий изложил в статье, которую он назвал "Внеземные цивилизации и опыт" [3]. Этой статье, написанной уже довольно давно, он придавал большое значение, поскольку она суммировала его взгляды по проблеме SETI. К сожалению, Троицкий не дождался ее выхода в свет, она была опубликована в книге "Астрономия и современная картина мира" спустя несколько месяцев после его ухода из жизни.



--------
Литература

3. Троицкий В.С., Стародубцев А.М., Герштейн Л.И. и др. Опыт поиска монохроматического радиоизлучения от звезд в окрестностях Солнца на частоте 927 МГц // Астрон. журн. 1971. Т. 48. С. 645-647.

17. Гиндилис Л.М. Астросоциологический парадокс в проблеме SETI // Астрономия и современная картина мира. М.: Ин-т философии РАН, 1996. С. 203-231.

18. Троицкий В.С. К вопросу о населенности Галактики // Астрон. журн. 1981. Т. 58. С. 1121-1130.

19. Троицкий В.С. Внеземные цивилизации и опыт // Астрономия и современная картина мира. М.: Ин-т философии РАН, 1996. С. 232-246.

(с) http://lnfm1.sai.msu.ru/SETI/koi/articles/troitsky.html
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Рекламный бот
сообщение
Сообщение #














Рекламное место свободно!
По вопросам размещения свяжитесь с администрацией форума.
Вернуться в начало страницы
Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 20.4.2024, 9:59